Значение свадебных танцев в обрядовой белорусской свадьбе

Свадебные танцы, обрядовые скоки, которые исполняли участники белорусской свадьбы на определенных ее этапах.

Чаще всего свадьбу открывала (в субборную субботу, когда совьют венок, или в воскресенье утром) первым свадебным танцем (до этого никто не танцевал) мама молодого или молодой с маленькой булочкой под мышкой, в ХХ веке – мама вместе с отцом сына. Притопывая, они три раза не спеша по кругу обходили дом, при этом три раза перекручивались.

После начинались общие танцы, которые в доме молодой временами открывала сама невеста, в доме молодого – жених.

После перепевания молодой в субборную субботу мама молодого должна была исполнить свадебный танец с мамой молодой.

После брака, как только молодой уезжал в свой дом, молодая со своими родными, закусивший за столом, выходила в сенцы, звала крестного отца, а когда он отсутствовал, кого-нибудь из свояков. Взявшись за руки, они медленно кружились в паре несколько раз, за это невеста преподносила крестному отцу подарок – полотно домашнего производства (до трех аршин) и пояс. После этого начинались общие скоки молодежи в сенцах под дуду, позже – гармошку.

Свадебные участники старшего и среднего возраста в танце не участвовали.

Распространенным был свадебный танец молодых после их сведения. Танцевали они в доме или во дворе (независимо от погоды). После свадебного танца с молодой молодой должен был танцевать со всеми ее родными, только после этого начинались общие танцы.

После первой брачной ночи молодая исполняла свадебный танец вместе с другом (который приводил молодых из клети), сотоварищем, а в некоторых местностях (Гродненщина) сначала с отцом молодого (на растресенной его младшим сыном соломе, на которой спали молодые), а потом и с его матерью (протанцевав с ней несколько минут, молодая скидывала с себя юбку и отдавала ее свекрови). Позже, после первой брачной ночи молодая танцевала с тем кто управляет свадебной церемонией, тамадой на свадьбе. Всем она давала подарки, временами и сама получала от них плату.

В некоторых местностях молодожены, войдя в дом, кланялись всем; музыкант играл молодой “хорошего дня”, а она просила каждого из присутствующих станцевать с ней свадебный танец.

В других местностях после обряда “камора” (обряд первой брачной ночи, когда молодых после небольшого застолья или сразу провожали в не отопленную камору, где растилали постель на снопах, а снаружи пели песни, били в бубен. А после брачной ночи, если невеста была девственной то приносили жаренную курицу, а если нет то позорили ее и всю родню на всю деревню), закусивший, выходили во двор, где свадебным танцем начинали родители молодого, затем молодой танцевал с мужчинами, а молодая с женщинами. Только после этого начинались общие танцы.

Первоначально свадебный танец символизировал овладевание молодой, со временем это значение исчезло, и свадебный танец начал объяснятся, как своеобразные смотрины молодой (“не кривые ли у молодой ноги”) или как обучение ее танцам.

В более позднее время, когда молодые под конец свадьбы заходили в дом молодого, где происходили танцы, сват, остановивший музыкантов, просил их сыграть вальс для молодых. Было и так, что перед свадебным танцем молодого с молодой молодой исполнял несколько свадебных танцев с девушками, молодая – с парнями, как последний их танец  вместе с молодежью.

Общие ритуальные свадебные танцы исполняли сопроводители молодых по дороге в клеть и во время нахождения там молодых: хлопали в ладоши, пели шутливо-непристойные песни, скокали, имитируя в танце то, что происходит в каморе.

После того, как с молодой снимали венок (подружки по очереди примеряли его и скокали, показывая свое желание скорей выйти замуж) и завивали голову льняным платком с вышивкой и каймой, все присутствующие, а в первую очередь гости невесты и завивальницы, взявшись руками за длинный ручник, скокали на лавках. Этот свадебный танец временами возглавляли молодожены.

После тещиного угощения, когда молодой привозил ей сладкие пироги и водку, он должен был исполнить с ней под музыку дудочника танец, который называли “пляс” или “козак” (Городоцкий повет).

Часто на свадьбе исполняли свадебные хороводы. Например в Городоцком повете в субборную субботу после свивания венка молодая создавала со своих подружек хоровод и вела его по ручнику в дом, где играл дудочник.

Хоровод также водили после брачного застолья в доме молодой, на дворе после обряда камора (его возглавлял главный сват).

Хоровод на дворе водили и каравайницы, “посадив” каравай в печь, также на протяжении всех других действий, которые сопровождали выпекание каравая. В это время все скоки сопровождались четкими движениями тела, которые носили символический характер. В конце свадьбы хороводом шли в корчму, чтобы продолжить свадьбу.

Позже многие ритуальные свадебные танцы значительно упростились и сводились к трехразовому кружению.

Малаш Л.А.
Энцыклапедыя "Этнаграфія Беларусі " 1989 г. пад рэд.: Шамякін І.П.


С уважением, Сергей Киреев


Перепечатка текста и фотографий из раздела "Советы молодоженам" Свадебного портала ГОРЬКО.БЕЛ запрещена без разрешения редакции. Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.


Присоединяйтесь к ГОРЬКО.БЕЛ в
ГОРЬКО.БЕЛ в InstagramГОРЬКО.БЕЛ в TelegramМы В КОНТАКТЕМы FacebookГОРЬКО.БЕЛ в Twitter